Первые впечатления о результатах проведенного анкетирования «Отношение к антидопинговому образованию у пауэрлифтеров»

Первые впечатления о результатах проведенного анкетирования в рамках семинара "Формирование у спортсменов нетерпимого отношения к нарушениям антидопинговых правил" (на Чемпионате и Первенстве Санкт-Петербурга по пауэрлифтингу (дисциплина: жим классический) 25-26 февраля 2023 г.).

Тема анкеты: «Отношение к антидопинговому образованию у пауэрлифтеров».

Автор Сахибгареев Ринат ©, г. Санкт-Петербург, 2023г.

Тема Допинга часто возникает в современных обсуждениях проблем силовых видов спорта. В исторической ретроспективе эта тема возникала и в интервью у советских тяжелоатлетов, тренеров, спортивных чиновников. Однако практически нет обсуждения вопроса антидопингового образования, научных знаний, образовательных программ в современном пауэрлифтинге. Поэтому проблема просвещения специалистов пауэрлифтинга по антидопингу назрела давно.

В связи с тем, что формирование знаний начинается с постановки проблемы о том «что знаем, а что не знаем» по исследуемому вопросу, была разработана анкетная методика для обоснования и конкретизации проблемы исследования. Затем специалистами было проведено анкетирование спортсменов - пауэрлифтеров. Опрос был анонимный, а цели задаваемых вопросов самые простые: это отношения и предпочтения в научных знаниях о пауэрлифтинге. Был сформулирован простой круг вопросов, который охватывал основную идею – знания спортсменов. Анкета была направлена на поиск основных направлений в будущей образовательной программе, планируемой создать специалистами отечественного пауэрлифтинга.  

На опрос откликнулся 31 спортсмен. Приводим предварительные общие результаты.

1.

После ознакомления с инструкцией Анкеты, респонденту предлагалось ответить на следующую группу вопросов:

№2 «Уважаемый спортсмен, по вашему мнению – насколько важны знания в пауэрлифтинге?»,

№3 «Если спортсмен тренируется под руководством тренера, надо ли ему повышать свои знания по пауэрлифтингу?»,

№ 4 «Если спортсмен тренируется самостоятельно, надо ли ему повышать свои знания по пауэрлифтингу?».

Предлагались следующие варианты ответов, расположенные в табличной форме: «очень важны», «возможно важны», «возможно не важны», «не важны», «затрудняюсь ответить». Также предусматривался вариант - «свой вариант ответа». Респондент мог написать свое мнение отдельно по каждому вопросу.

Ответы были оценены в баллах от 5 (максимальная оценка) до 1 (минимальная оценка) балла. Утвердительные ответы получали высокую оценку, отрицательные получали низкую оценку.

На диаграмме 1 представлены полученные значения ответов по первым трем вопросам. Представлены среднее арифметическое (синий столбик) и стандартное отклонение (оранжевый столбик). 

Таким образом, респонденты практически единогласно ответили высоко утвердительно о необходимости знаний в процессе занятий пауэрлифтингом. Ответ очевидный. Высокие баллы (значения) свидетельствуют об установке респондентов отвечать согласно общепринятым нормам в спорте. Что не позволяет глубоко проникать в изучение проблемы образования в пауэрлифтинге. Полученные данные являются поверхностными и ориентировочными к последующим исследованиям.

2.

Следующее задание (№5) было направлено на ранжирование (оценивание от 1 места «самое важное», до 8 места, «менее важное») отраслей научного знания в порядке предпочтения: « ... оценить ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС научные дисциплины и отрасли научного пауэрлифтинга .... ».

В таблице был приведен список научных дисциплин и отраслей. Для мотивирования респондентов к ответственному отношению во время ответа предлагаемые варианты были обозначены как «пауэрлифтерские знания». Так же была предоставлена возможность выбрать вариант «затрудняюсь ответить» и вариант самостоятельного ответа (свой вариант, в письменной форме). Таким образом, результаты данного задания, возможно, заслуживают внимательного изучения специалистами.

Список ранжируемых вариантов, представленные в табличной форме (фрагмент анкеты):

Полученные обработанные данные (приведен фрагмент таблицы):

Итак, ответы респондентов (ранжирование) были сведены в таблицу, посчитаны, какую оценку (место) дает респондент каждой дисциплине отдельно. Затем эти оценки статистически обработаны (средние арифметические значения и стандартные отклонения).

Как видно из таблицы единогласных оценок на первое и второе место дисциплины не получили. Предпочтения респондентов сильно варьируются. Величина стандартного отклонения (разброс мест) на 2 балла. То есть, если вариант получил 3 место, то ответы респондентов по этой дисциплине варьируются от 1 места до 5 места (плюс минус два балла от средней оценки – 3 балла).

Таким образом, респонденты демонстрировали наибольшее предпочтения 1, 2 и 5м вариантам предлагаемых научных дисциплин. Полученные данные подтверждают наблюдения автора (другие исследования) о том, что пауэрлифтерам наиболее важны методические знания – как конкретно тренироваться в пауэрлифтинге.  В целом респонденты предпочитают естественно научный подход в образовании, демонстрируют прагматизм в выборе.

В анкетном опросе впервые в исследовании пауэрлифтеров были включены варианты вопросов и ответов, связанные с историческим просвещением о богатом наследии атлетов России. Ответы респондентов позволяют делать оптимистические предположения касательно актуальности исторического образования.

Отдельно надо отметить 5 место педагогики, впечатление настораживающее. Выборка опроса очень маленькая, которая не позволяет корректно применять методы математической статистики. Исследование необходимо продолжить. Обоснованно формировать ответы, убирать крайние оценки, совершенствовать вопросы и т.д.

3.

Целевое содержание анкеты (антидопинг) было представлено двумя вопросами: №6 «Как Вы думаете, существует ли проблема допинга в пауэрлифтинге?», № 7«Насколько важны знания в борьбе с допингом в спорте?». Варианты ответов и оценивание были аналогичными разделу о знаниях (в начале анкеты).

Так же отдельно было сформулировано следующие задание респондентам:

№8,9 «Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) определяет понятие "ОБРАЗОВАНИЕ" как процесс обучения, для соответствия спортивному духу. Знакомы ли Вам выражение (фраза) "дух спорта" (или спортивный дух)?»

Ответ подразумевал только два варианта (да, нет) и далее просьбу описать это понятие своими словами. С заданием справились почти все респонденты (90% процентов ответов) и результаты будут опубликованы позже (в отдельной научной статье). Пока читателю предлагается ознакомится со средними значениями ответов на вопрос о допинге в пауэрлифтинге.

На диаграмме 2 представлены средние значения полученных баллов по вопросам допинга в пауэрлифтинге.

Что обращает на себя внимание – это разброс мнений по вопросу №6 (средний балл 4,3) и №7 (средний балл 4,8). То есть, некоторая доля сомневающихся «что есть проблема» допинга (№6) и абсолютное согласие с «важностью знаний в борьбе с допингом» (№7). Данные результаты несомненно требуют углубленного изучения и самое главное надежных результатов в построении образовательной работы.

В последующем сообщении о результатах исследования будут проанализированы и другие пункты анкеты.

Предварительные выводы.

Таким образом, предварительный опрос (анкетирование) пауэрлифтеров показал интерес респондентов к изучаемой проблеме антидопингового образования, согласие и важность специализированных знаний для пауэрлифтеров, наличие особенных оценок в ответах на общепринятые темы в образовании спортсменов. Поэтому задания необходимо совершенствовать и продолжать изучать проблему с последующей конкретной помощью спортсменам-пауэрлифтерам и специалистам пауэрлифтинга в спортивной деятельности. Прежде всего, с созданием научно-медицинского обеспечения в подготовке к соревнованиям.   

В связи с тем, что в современном пауэрлифтинге отсутствуют фундаментальные теоретические знания, не изучена его научная методология, а деятельность специалистов основывается исключительно на ЭМПИРИЧЕСКИХ знаниях (на собственном опыте занятий пауэрлифтингом) – данное исследование предварительное и проводится впервые. Соответственно, получаемые результаты являются ОРИЕНТИРОВОЧНЫМИ!

Сахибгареев Р. ©

Наши партнеры